СЕМИНАР-СОВЕЩАНИе «ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» (Нарьян-мар 19–21 СЕНТЯБРЯ 2019 Г.)

Previous
Next

С 19 по 21 сентября 2019 года в г. Нарьян-Мар прошел семинар-совещание «Языки коренных народов Крайнего Севера в системе общего образования Российской Федерации» (далее – семинар-совещание). В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей, Министерства просвещения Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, представители администрации НАО.

Делегацию Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации возглавила председатель правления Фонда, проректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», Татьяна Владимировна Кортава. 

С докладами и сообщениями выступили ведущие российские ученые, представители региональных научных школ, руководители общественных профессиональных объединений, преподаватели, учителя, воспитатели. Семинар-совещание подвел промежуточные итоги Года родных языков коренных народов Российской Федерации, определил круг наиболее острых вопросов и наметил перспективы их дальнейшего решения.

В рамках Секции №1, модераторами которой выступили заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина и председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышева, состоялось расширенное заседание рабочей группы Министерства просвещения Российской Федерации по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах».

В рамках данной секции выступили Пасынкова М.В., заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Сеяхинская школа-интернат». Она рассказала о предшкольной подготовке детей в условиях кочевья как ресурсе сохранения и развития родного языка. Тайбарей М.М., главный консультант комитета по национальной политике и делам коренных малочисленных народов Севера Департамента внутренней политики Ненецкого автономного округа, рассказала о реализации проекта «Кочевой детский сад на территории НАО».

Заседание Секции № 2 под руководством директора Института национальных школ Республики Саха (Якутия) С.С. Семёновой и Заслуженного работника образования Ямало-Ненецкого автономного округа, преподавателя родного языка ГБОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» Н.М. Егерь был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров для системы общего образования по предметной области «Родной язык и родная литература» коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока.

Особенный интерес вызвали доклады Егерь Н.М., преподавателя родного (хантыйского) языка ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»: «Преподавание родного языка в колледже: проблемы и перспективы». Очень содержательным был доклад Назаровой Г.А. директор ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского, в котором она рассказала о роли Нарьян-Марского педагогического училища-колледжа в сохранении родного (ненецкого) языка и подготовке учителей родного (ненецкого) языка.

Заровняева С.С., старший преподаватель Политехнического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Мирном, поделилась опытом обучения иноязычной профессионально-ориентированной лексике студентов в условиях субординативного билингвизма (на примере якутского языка как родного).

На заседании секции № 3 (модераторы – директор Института развития родных языков народов РФ, доктор филологических наук, профессор Л.И. Маршева и председатель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего востока РФ кандидат исторических наук З.И. Строгальщикова) были рассмотрены проблемы учебно-методического обеспечения обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Особый интерес участников вызвали доклады известного педагога, исследователя и автора учебников ненецкого языка М.Я. Бармич и члена правления Фонда сохранения и изучения языков народов РФ, директора Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования, доктора педагогических наук, профессора Е.А. Хамраевой. Она говорила о концептуальных основах преподавания родных языков в российской Федерации.

Секция № 4 под руководством первого вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Н.Г. Вейсаловой и заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения С.А. Пилипенко была посвящена обсуждению проблем нормативно-правового обеспечения сохранения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в сфере образования. Особо интересными были сообщения Холопова О.А., заместителя министра образования науки, и молодежной политики республики Коми. Он говорил о перспективах развития родных языков в образовательном пространстве. В том же ключе прозвучал доклад Кравец М.В., директора Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, который поставил вопрос о повышении доступности и качества образования детей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Участники заседания Секции № 5 (модератор – профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор педагогических наук Л.А. Дунаева) посвятили свои выступления современным механизмам популяризации родных языков в молодежной среде. В обсуждении приняли участие не только педагоги и представители органов управления в области образования и культуры, но и молодые исследователи – студенты Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Е.В. Пестерева и П.Л. Софронеев.

Во второй день работы семинара-совещания состоялось выездное расширенное заседание рабочей группы Министерства просвещения РФ по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах» народов Севера. Члены рабочей группы и участники семинара-совещания посетили школы поселков Индига и Красное, наблюдала за условиями жизни и быта в оленеводческих становищах.

На площадке Ненецкого аграрно-экономического техникума имени В.Г. Волкова с большим успехом прошло заседание Секции № 6 «Молодежный диалог языков и культур», которое провела председатель правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ Т.В. Кортава. В живом диалоге приняли заинтересованное участие школьники и студенты, представители молодежных объединений Ненецкого автономного округа, студенческих сообществ МГУ имени М.В. Ломоносва и Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Пролистать наверх