«Нужны новые технологии, новые подходы обучения родным языкам» — Рифат Аюпов

О том, как поддерживают учителей родных языков в Башкортостане, рассказал в интервью Фонду председатель Ассоциации учителей башкирского, русского (родного) и других родных языков и литератур Республики Башкортостан Рифат Аюпов.

— Вы являетесь председателем Ассоциации учителей башкирского, русского (родного) и других родных языков и литератур Республики Башкортостан. Как давно существует Ассоциация и какие задачи она решает?

 — Наша Ассоциация была образована в апреле 2019 года, первым председателем был Саньяров Фанзиль Булякович, в состав учредителей кроме него вошли: Галимзянова Анфиса Фаритовна, я, Аюпов Рифат Рифович, Институт развития образования Республики Башкортостан и «Всемирный Курултай (конгресс) Башкир» — то есть три физических лица и две организации. Меня избрали председателем Ассоциации в 2021 году.

Самая главная задача, которая стояла перед нами — это оказание учителям методической помощи по изучению и сохранению родных языков — башкирского, татарского, удмуртского и других родных языков, включая родной русский язык. Также мы занимаемся созданием учебных пособий, чтобы педагоги могли использовать их в своей работе. Другая немаловажная задача — распространение передового опыта учителей.

Отмечу еще один момент. У меня есть давнее желание провести свой конкурс по аналогии «Учителя Года», но среди учителей-практиков родного языка и воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений. Очень важно не только показать работу опытных педагогов, но и опубликовать их наработки в брошюрах или методических пособиях. Преследуя эту цель, в этом году мы провели школу педагогического мастерства по нескольким направлениям: изучение государственных языков Республики Башкортостан, изучение родных языков, изучение родных языков через научную деятельность, лучшая практика в области использования цифровых ресурсов, отдельная номинация для дошкольных образовательных учреждений.

— Кто входит в Ассоциацию, педагоги общеобразовательных учреждений?

— В Ассоциацию, кроме учредителей, входят учителя родных языков, воспитатели, преподаватели средних профессиональных учебных заведений, преподаватели высших учебных заведений, а также общественные деятели, которые работают в области сохранения и развития родных языков, то есть любой желающий может войти в Ассоциацию. В настоящее время в ее составе 205 членов.

— Какие наиболее актуальные проблемы в сохранении и изучении родных языков в Башкортостане Вы выделите? Каковы пути их решения, на Ваш взгляд?

— В прошлом году у нас прошел форум учителей родных языков и  тогда Глава Республики Башкортостан Радий Фаритович Хабиров выделил развитие направления «изучение родных языков», в том числе, государственных языков, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Проблема заключается в том, что раньше в детских садах было обучение родным языкам, были даже учителя, а затем постепенно эту ставку убрали. Остались общеразвивающие кружки — математика, развитие логического мышления, танцы, рисование, а языки во многих детских образовательных учреждениях перестали изучать. Поэтому задача по организации конкурса является актуальной, у нас много воспитателей, которые работают в этом направлении, я вижу множество интересных положительных практик. Уверен, что воспитатели тоже могут сыграть большую роль в изучении и сохранении родных языков.

Приведу собственный пример: у меня есть внучка, дома мы все говорим на башкирском родном языке, но мультфильмы и развивающие передачи она смотрит на русском языке и именно это позволило ей автоматом выучить русский язык.

Считаю актуальным развивать мультимедийное направление и создавать для маленьких детей обучающие игры по изучению родного языка. Необходимо запускать YouTube-каналы по изучению родных языков, снимать мультфильмы, передачи, ведь мы знаем, что ребенок с двух до пяти лет впитывает как губка, поэтому было бы актуально для детей именно этого возраста создать контент на родном языке. Будем работать в этом направлении и проведем такой конкурс.

— Как Вы оцениваете уровень знания родного языка среди учащихся общеобразовательных учреждений?

— Сейчас я работаю в Башкирском кадетском корпусе, до этого я работал в национальной школе, то есть в башкирской гимназии. Конечно, заметна разница в части родного языка: все-таки в башкирских национальных гимназиях многие мероприятия проходят на родном языке. Фестивали, конкурсы, внеурочные мероприятия проходят на башкирском языке. Соответственно, уровень языка на достаточно высоком уровне, а вот уже в смешанных школах преподавание башкирского языка на среднем уровне.

Сейчас нужны новые технологии, новые подходы к обучению родным языкам, особенно для тех детей, которые не знают своего языка. Недавно в рамках грантового проекта мы издали методическое пособие «Говори на башкирском языке» для учащихся с 1 по 9 классы. В основе пособия — обучение родному языку с коммуникативной точки зрения через общение, диалоги. В этом году я начал обрабатывать свои методические пособия, благодаря чему, дети гораздо быстрее усваивают новые слова, обогащают словарный запас, составляют предложения.

— Рифат Рифович, что бы Вы пожелали молодому поколению Башкортостана?

— Я всегда говорю детям, что в современном мире, безусловно, надо знать несколько языков: русский язык, родной язык, иностранные языки. Чем больше ты знаешь языков, тем лучше для тебя, ты открываешь себе разные дороги. Но все же, в первую очередь, ты должен знать свой родной язык, потому что самое главное — это твои корни, традиции, культура. Ученые доказали, что, если человек знает свой родной язык, то у него крепкая база. А все ваши знания все равно потом будут передаваться по генам вашим детям. Вы должны заложить основу для будущего своих детей.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх