В День народного единства представитель самого многонационально-го региона России уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Джамал Алиев рассказал о защите прав и интересов народов Республики Дагестан.

— Джамал Расулович, ежедневно к Вам обращаются за помощью десятки граждан, бывают ли случаи обращения по вопросам, связанным с родными языками?

— В адрес Уполномоченного поступали единичные обращения от представителей общественных объединений с просьбой о защите конституционных прав дидойцев, андийцев и некоторых других народностей, проживающих в Республике Дагестан.

В настоящее время, в соответствии Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18.10.2000 г. № 191 коренными малочисленными народами Республики Дагестан являются аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы. Это 14 народностей Дагестана, имеющих собственную письменность. Данный перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Однако имеют место противоречия положений данного постановления нормам Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который гласит, что коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Тогда как, к примеру, численность аварцев, по данным переписи 2010 года, в Республике Дагестан составляла 850 011 человек. В состав этнической группы аварцев включены такие субэтносы, как андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы (дидойцы).

Данные субэтносы стремятся отстоять свою национальную независимость и возможность создать свою письменность, обучать детей в школах и преподавать свои языки.

Ранее они неоднократно поднимали вопрос о невозможности внесения изменений в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, так как прежней редакцией Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» было предусмотрено, что количественные и иные особенности коренных малочисленных народов Республики Дагестан определял ныне не существующий орган – Государственный Совет Республики Дагестан, который также устанавливал перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

С 7 мая 2020 года вступили в действие изменения в данный Федеральный закон, и теперь высшее должностное лицо Республики Дагестан (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан) определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, то есть появилась возможность актуализации данного перечня.

— Расскажите, пожалуйста, о ситуации, связанной с родными языками в Дагестане. Какие ключевые проблемы Вы выделите?

— Для Дагестана весьма актуальны вопросы языковой политики, ведь Дагестан – самый многонациональный субъект Российской Федерации, в котором проживают представители более 100 национальностей, из них 30 – коренные народы. Языком межнационального общения является русский – государственный язык Российской Федерации.

Вопрос сохранения и развития родных языков народов Дагестана стоит достаточно остро. Уникальность Дагестана в том, что, являясь лишь одним из 85 субъектов России, занимая лишь 0,29 % территории Российской Федерации, Дагестан является родиной 44 из 165 языков народов России.   Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это вопрос его идентичности, самобытности и традиций. Мы все понимаем, что родной язык является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа.

Забота о сохранении и развитии родных языков как основы всей духовной культуры дагестанских народов возлагается на органы государственной власти Республики Дагестан, важная роль при этом отводится системе образования.

В Дагестане поддержка родных языков обеспечена не только Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации», Конституцией Республики Дагестан, но и региональными правовыми актами, в частности, постановлением Правительства РД «О дополнительных мерах по изучению русского и родных языков в Республике Дагестан» от 15 октября 2015 г. № 289.

Наличие большого количества народов, этнических групп со своими самостоятельными языками ставит перед органами государственной власти ряд проблем, связанных с обеспечением гарантий сохранения родных языков.

В последние годы Министерством образования и науки Республики Дагестан ведется определенная работа по обеспечению региональных школ учебными пособиями на национальных языках, соответствующих ФГОСу. Так, в 2018 году закуплены учебные пособия для учащихся с 1 по 4 классы по 6 языкам: аварский, кумыкский, даргинский, лакский, табасаранский, лезгинский. Для учащихся 5 – х классов указанные пособия закупаются. Учащиеся с 6 по 11 классы обучаются по старым учебникам (не соответствуют ФГОСу), ведется работа по разработке новых учебных пособий. Учащиеся с 6 по 11 класс обучаются по старым учебным пособиям (не соответствуют ФГОС, новые учебные пособия не разработаны, но работа ведется).

Кстати, учебные пособия для ногайцев закупаются в Карачаево-Черкесской Республике, для чеченцев – в Чеченской Республике, для азербайджанцев – в Азербайджанской Республике.

В данной сфере одной из проблем также является нехватка квалифицированных педагогических кадров, к примеру, в 2020 году в школах республики имелось 47 вакансий по родным языкам. Эта проблема, безусловно, требует новых подходов к их решению, в том числе повышение различными способами значимости и авторитета таких педагогов, так как изучение родных языков в школе имеет большое значение для их сохранения, для привития у детей любви к своему языку и культуре, сохранения национальной идентичности.

— Недавно в СМИ вышел материал, в котором Т.Н. Москалькова отметила, что языки народов России недостаточно поддерживаются государством. В частности, по ее словам, в разных регионах России коренные малочисленные народы имеют разный правовой статус и уровень правовой защиты. Интересна Ваша точка зрения по этому поводу.

— Законом Российской Федерации от 25.10.1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» закреплено, что государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства с предоставлением соответствующих гарантий защиты. Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Это в обязательном порядке установил Закон на всей территории нашей страны.

А регионы России каждый уже в соответствии со своей спецификой развивают данные законоположения для полноценной реализации их жителями своих прав, свобод и законных интересов. Представляется, что, учитывая федеративное устройство нашего государства, это оправданно и целесообразно.

На примере нашей республики отмечу следующее:

Современная национально-языковая ситуация в Республике Дагестан складывается под воздействием ряда общественно-политических и социокультурных факторов, важнейшим из которых является многонациональный состав населения республики. В настоящее время в республике насчитывают более 30 языков компактно живущих коренных народов.

Языки 14 народов Республики Дагестан, имеющие свою письменность, официально провозглашены в Дагестане государственными, они преподаются в школах, в высших учебных заведениях готовятся учителя для их преподавания; на них издаются книги, газеты, журналы; организовано телерадиовещание, функционируют театры, исполняются песни артистами дагестанской эстрады.

Кроме того, согласно положениям Закона Республики, Дагестан от 16.06.2014 г. № 48 «Об образовании в Республике Дагестан» родной язык является обязательным предметом для изучения в школе.

Родные языки введены в обязательную часть учебных планов образовательных организаций республики и изучаются как обязательные учебные предметы. В соответствии с Конституцией РД государственными языками республики являются русский язык и языки народов Дагестана.

В образовательных организациях Республики Дагестан изучаются 13 родных языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, цахурский, чеченский.

В республике 18 языков не имеют письменной фиксации. Преподавание на этих языках не ведется, так как нет зафиксированного в письменности языка и нет учителей.

В 2018 году в издательстве «Просвещение» выпущено 24 наименования учебных пособий по 6 родным (аварскому, даргинскому, кумыкскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому) языкам для 1-4 классов, общим тиражом 149655 экз. Кроме того, 12 названий букварей и прописей по 6 языкам, находящихся в производстве издательства «Просвещение».

В целях поддержки реального языкового разнообразия в республике издаются республиканские общественно-политические газеты, журналы «Женщина Дагестан» (издается  на 7 языках), «Литературный Дагестан» (на 5 языках) и «Соколенок» (на 7 языках), художественная литература.

В Дагестане функционирует 12 театров, в том числе 9 национальных (аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, азербайджанский, ногайский, русский), финансируемых из республиканского бюджета.

В целях обеспечения удовлетворения потребностей представителей русского и других народов, проживающих в Дагестане, в сохранении, развитии и поддержке русского языка и культуры постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 августа 2015 г. № 250 создано государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканский центр русского языка и культуры».

Указом Главы Республики Дагестан от 20 июня 2016 г. № 197 21 октября в республике утвержден как День дагестанской культуры и языков.

В рамках празднования ежегодно Министерство по национальной политике Республики Дагестан проводит Тотальный диктант на 14 языках народов Дагестана.

Ежегодно в Доме дружбы ко Дню дагестанской культуры и языков проводятся Вечера поэзии, при содействии управления образования Махачкалы и Союза Писателей Республики Дагестан. Программа Вечеров включает в себя чтение стихов на языках народов Дагестана, беседу дагестанских писателей со школьниками.

При поддержке Министерства по национальной политике и делам религий  Республики Дагестан в 2016 году при Дагестанском государственном университете создан Центр изучения родных языков, который подготовил и издал семь новых книг по языкам народов Дагестана (Русско-агульский и агульско-русский словарь, Современный Агульский язык, Словарь кумыкских пословиц и поговорок,  Табасаранские пословицы и поговорки, Говорим по-табасарански), в том числе бесписьменным (Каратинские сказки Арчинские фольклорные тексты разных жанров). Также изданы «Антологии дагестанской постсоветской поэзии», «Кумыкско-русский словарь личных имен», «Образ человека в дагестанских пословицах и поговорках», «Фразеологический словарь даргинского языка».

Министерством по национальной политике и делам религий РД осуществляется мониторинг удовлетворенности языковых потребностей дагестанцев. Издан «Информационно-аналитический справочник по языкам народов Дагестана», который содержит данные о языках коренных народов республики и истории их изучения в отечественной лингвистике, в том числе – сведения об их лексико-графическом описании, материалы по итогам мониторинга охвата учащихся обучением родным языкам в городских школах республики.

Кроме того, в 2017 году вышла в свет подготовленная Союзом писателей Республики Дагестан по инициативе и при поддержке Миннац РД Антология произведений дагестанских писателей на семи языках Дагестана (аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, ногайском и табасаранском), предназначенная для образовательных целей.

— В настоящее время государство проводит большую работу по поддержке родных языков народов России. Как Вы думаете: можно ли развивать родной язык в регионе собственными силами, не акцентируя внимание на поддержку государства? Что для этого нужно?

— Безусловно, не говоря о государственной поддержке, каждый человек должен иметь стремление сохранить свой родной язык, свою национальную принадлежность и самобытность и передавать это стремление от поколения к поколению.

Для сохранения и развития родного языка, в первую очередь, нужно на нем говорить, необходимо «живое» общение на языке в семье, между родственниками и земляками. Считаю это важным, но в то же время элементарным правилом сохранения своей национальной принадлежности. Говорить нужно вне зависимости от уровня владения языком, это первый шаг на пути к его сохранению и развитию, который не зависит ни от какой государственной поддержки. К сожалению, у многих людей, которые попали в чужеродное языковое окружение, сегодня нет возможности общаться на родном языке. Такие люди бывают рады услышать родную речь и пообщаться с земляками и стремятся сохранить в семьях островок воспитавшей их культуры, научить своему родному языку своих детей и внуков.

— Изучают ли в Дагестане родные языки вне государственных программ? Может быть, есть общественные проекты для людей старшего поколения? Есть ли курсы для пенсионеров, кружки для детей?   

— Да, в Дагестане работают и общественные деятели, которые вносят весомый вклад в развитие языков. В 2019 году Центр изучения родных языков получил грантовую поддержку, благодаря которой реализован проект, направленный на формирование интереса к изучению родных языков, – «Аудиокниги на родных языках».

Кроме того, в республике создаются новые очаги культуры – своеобразные «точки притяжения» не только для взрослого, но и для подрастающего поколения. Это открытие в республике центров традиционной культуры в селах; на сегодняшний день их более 150. Есть районы Дагестана, где центры традиционной культуры созданы в каждом населенном пункте.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх