2 095 детей в Югре изучают язык ханты и манси в детсадах, школах и кружках

В России поддержка родных языков народов России закреплена в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Югра – один из немногих субъектов, где для сохранения коренных языков принимаются действенные меры. Именно поэтому экспертов Всероссийского форума национального единства интересовал наш опыт сохранения языков.
На федеральном уровне
Три года назад президент РФ Владимир Путин во время визита в Ханты-Мансийский автономный округ поддержал идею губернатора Югры по спасению языков малых народов. Тогда Наталья Комарова предложила утвердить на федеральном уровне правила создания письменности для родных языков, не имеющих статус государственных.  Речь идет об их алфавитах, а также правилах орфографии и пунктуации. Ведь именно сохранение письменности позволяет не только передавать язык из поколения в поколение, но и изучать его. К примеру, действующий на сегодня хантыйский алфавит, правила орфографии и принцип письма – фонематический – утвердили только в 2014 году, тогда были опубликованы правила и орфографические справочники.

Также глава региона выступила с предложением о создании Фонда поддержки родных языков России. Владимир Путин положительно оценил опыт Югры по сохранению, развитию и популяризации родных языков народов, проживающих в округе. А через несколько месяцев уже был создан Фонд их сохранения и изучения в Российской Федерации.
В Югре разработаны соответствующие региональные стратегии и программы, на их реализацию в 2021 году выделено почти 293 миллиона рублей.
Диалоговая площадка
Вопрос сохранения и поддержки родных языков обсудили на Всероссийском форуме национального единства в Ханты-Мансийске, который прошел в преддверии Международного Десятилетия родных языков коренных народов мира 2022-2032.
За виртуальным круглым столом собрались ученые, практики, эксперты и представители властных структур из Югры, Якутии, Хабаровского края и Санкт-Петербурга. Специалисты обсудили некоторые проблемы, связанные с языкознанием и обменялись положительным опытом своих территорий.

Как и ожидалось, Югре есть чем поделиться с коллегами в вопросах преподавания родных языков на всех уровнях образования, начиная с детского сада.
Директор детского сада «Город детства» Юлия Голубова  из Лянтора рассказала об удаленной группе в стойбищной школе-саду «Ньэврэм моньчь» («Детская сказка»).

– Стойбищная школа-сад – это пилотный проект, который позволяет детям ханты и манси посещать детский сад в привычных для них условиях жизни, не разлучаясь с родителями. Наши воспитанники, как их городские сверстники, теперь тоже знают, что такое дистанционное образование. Педагоги постарались сделать так, чтобы даже дети тайги могли получить доступ к современному образованию и продолжили дело Юрия Веллы, который посвятил свою жизнь тому, чтобы не прервалась хрупкая цепочка «Земля – ягель, Олень – оленевод – внук оленевода», – рассказала Юлия Голубова.

О сохранении и поддержке родных языков коренных народов в автономном округе сообщила модератор диалоговой площадки, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера депобразования и молодежи Югры Надежда Костылева:

– 2095 детей изучают родной язык в детсадах, школах и учреждениях дополнительного образования. В 14 детских садах на хантыйском и мансийском говорит 321 ребенок, а 1606 детей учат хантыйский, мансийский и ненецкий в 28 школах Белоярского, Березовского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского, Кондинского, Октябрьского, Ханты-Мансийского районов и Ханты-Мансийска.

Очень интересен передовой опыт окружной столицы по внедрению в 2019 году в образовательную программу мансийского языка.

– Впервые в городской среде введено изучение родного мансийского языка для обучающихся 1-4 классов в средней общеобразовательной школе № 1 им. Ю.Г. Созонова. Кроме того, в столице Югры находится одно из трех учреждений дополнительного образования, где в общей сложности языками коренных малочисленных народов Севера занимаются 168 ребят, – рассказала Надежда Костылева.

Нужны педагогические кадры
Тем не менее, проблема еще не решена. Докладчики всех регионов подчеркивали, что педагогов, владеющих родной речью, катастрофически не хватает. В связи с этим большой интерес вызвало выступление заместителя ректора по работе с регионами, доцента кафедры этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Софьи Унру. Она рассказала о взаимодействии с органами государственной власти по разработке и реализации системных мер развития образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В РГПУ им. А.И. Герцена традиционно осуществляется подготовка педагогических кадров с уклоном на североведческое образование. Важнейший фактор привлечения на обучение представителей коренных малочисленных народов – это целевой прием. Университет заключил 80 договоров о сотрудничестве с регионами, в том числе и с Ханты-Мансийским автономным округом.
Кроме кадрового вопроса, эксперты диалоговой площадки обсудили необходимость выпуска методической и учебной литературы.
И вновь югорчанам было чем похвалиться. За три года разработано и выпущено в свет 20 учебно-методических комплектов на хантыйском и мансийском языках, общим тиражом 3 102 экземпляра. Причем учебники на хантыйском языке выходят в трех вариантах: на сургутском, казымском и ваховском диалектах. В декабре прошлого года завершена поставка учебно-методических комплектов по хантыйскому языку и книги «Литературное чтение по мансийскому языку» для начальной школы. В этом году школы будут обеспечены литературой на диалекте лесных ненцев, а учебник «Мансийская литература» смогут изучать ребята 5-7 классов.

Березовые пазлы
Интересный игровой подход к запоминанию национальных слов придумала Татьяна Любавина из Казыма Белоярского района. Она изготовила березовые пазлы с подписями на двух языках по темам: «Стойбище», «Таежные животные и рыбы», «Люди в национальных костюмах».

ugra-news.ru

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх