Цифровизация в гуманитарном образовании и сохранении родных языков

14 мая 2021 года  В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Цифровизация в гуманитарном образовании», организаторами которого выступила Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки.

Эксперты обсудили понимание цифровизации с точки зрения задач гуманитарного знания и современные требования к образовательным программам гуманитарного цикла, а также вопросы, связанные с цифровизацией в исторических, лингвистических и филологических дисциплинах.

По мнению члена-корреспондента РАН Аскольда Иванченко, для того, чтобы система образования соответствовала требованиям современной науки, нужно не унифицировать  и тем более не укрупнять специальности, а, наоборот, необходимо привносить в образование больше гибкости и диверсификации.

«Студентам, которые обучаются по определенной специализации, необходимо дать возможность получать хотя бы зачатки образования в смежных дисциплинах. Это в полной мере касается и цифровых методов: они должны преподаваться не вообще в принципе и всем одно и то же, а должны даваться именно те методы, которые наиболее полезны в соответствующей дисциплине», – пояснил он.

О важности диверсификации образования говорила и заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская.

«В XXI веке мы действительно столкнулись с ситуацией, когда встал вопрос не в технических средствах общения и в форматах преподавания, а просто весь мир стал другой, это совершенно ясно. Мы столкнулись с этим особенно ярко в последний год.  И дело не в коронавирусе, а в том, что цивилизация вообще пошла по другой дороге. А разделение наук по цехам осталось не в XX, а даже в XIX веке», – подчеркнула она.

Алексей Семенов, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов МГУ отметил, что образование в области пересечения и объединения цифровых технологий и гуманитарного знания в очень большой степени относится и к школьному образованию: «То, что мы не даем школьникам те цифровые инструменты деятельности, которыми пользуемся сами, все больше и больше увеличивает цифровую пропасть между школой и окружающей жизнью».

Цифровизация особенно важна для открытия новых возможностей в изучении родных языков – об этом ранее говорили другие эксперты. Так, глава Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Наталья Комарова еще в 2019 году отмечала, что использование электронных ресурсов для образования необходимо развивать в том числе и потому, что большинство населенных пунктов, в которых проживают коренные малочисленные народы, находятся в труднодоступных местах.

По ее словам,  электронные возможности расширяют механизмы и способы получения образования, что крайне важно.

В том, что сохранить языки северных народов России возможно при цифровизации процесса их изучения и функционирования, уверен научный сотрудник Национальной библиотеки Якутии Алексей Иванов.

«В контексте цифровизации языка необходимо приравнивать текстовые данные к письменности. Текстовые данные сводятся к множеству символов системы письменности. Кроме этого, текстовые данные, как и письменность, позволяют не только передавать языки из поколения в поколение, но и при обращении к новым технологиям, изучать их», – отметил эксперт в феврале этого года.

Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ поддерживает цифровые проекты, направленные на развитие языков коренных малочисленных народов.

Так, например, в прошлом году Фонд оказал грантовую поддержку проекту по созданию онлайн платформы мансийского языка. Сайт уже создан: на нем собраны сведения о мансийской грамматике и фонетике, а также аудио- и видеозаписи на языке.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх