Образование детей Арктики: теория и практика

Директор Фонда сохранения и изучения родных языков народов России Светлана Нуждина приняла участие в международном совещании «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование».

Организаторами мероприятия, прошедшего в Общественной палате РФ 29 апреля, выступили Федеральное агентство по делам национальностей и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Модераторами совещания выступили председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, первый заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России Владимир Зорин, заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Анна Полежаева, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Юрий Хатанзейский.

На заседании говорили о лучших практиках организации образования коренных народов стран Арктической зоны.

«Такие мероприятия позволяют сравнивать существующие модели образования коренных малочисленных народов в разных странах. Кроме того, люди видят взаимный интерес, им любопытно заглянуть за пределы своей страны, узнать, как это происходит на других территориях. Проблемы у всех общие, поэтому у нас есть что позаимствовать друг у друга», – отметила Елена Найденова, ведущий научный сотрудник отдела полилингвального образования Федерального института родных языков народов РФ.

«Я заметила большой интерес участников к методическим вопросам, к чисто педагогическим аспектам. Думаю, запрос на такой формат у нас обязательно появится, и общение будет носить уже более практико-ориентированный ха-рактер. Например, педагоги могут проводить мастер-классы с мест, и таким образом показывать, как это происходит непосредственно на практике. Но и про ученых не будем забывать, потому что только соединение практики и теории приносит хорошие плоды», – сказала эксперт.

По ее словам, иметь возможность сравнения – это крайне важно.
«Каждому из российских народов нельзя замыкаться только на самом себе, необходимо видеть нашу большую страну в единстве и многообразии ее языков и культур, только так можно понять, что сходства между нами намного больше, чем различий. Неоценимым помощником здесь мог бы стать учебный курс по литературе народов России, направленный на популяризацию российских языков и культур, на духовно-нравственное воспитание. Изучая свой родной язык и свою родную литературу, представитель народа должен видеть их в окружении других языков и литератур, чтобы понимать – все это наше общее достояние и общая гордость», – подчеркнула Елена Найденова.

Выступая на совещании, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Новицкая вынесла свои предложения в продвижение проекта «Дети Арктики: дошкольное и начальное образование».

«Первый модуль предложений связан с важностью инициирования междисциплинарного исследования детства Арктики», – рассказала она.
Второй модуль предложений – про создание особого программно-методического продукта – образовательной программы дошкольного и начального образования.
«А третий модуль предложений связан с созданием программ подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного и начального образования, готовых организовывать сберегающий образовательный процесс, знающих, понимающих ребенка Арктики и готовых осуществлять вариативную поддержку его обучения, воспитания и развития, учитывая специфику условий жизни и деятельности», – сообщила Виктория Новицкая.

В совещании приняли участие представитель Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Олег Соляков, руководитель региональных программ Департамента федеральных и региональных программ ПАО «ГМК «Норильский никель» Василий Захаров.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх