О творчестве нганасанских мастериц рассказали «Авамские новеллы»

 Семейно-родовые общины «Ня танса», «Старый Авам» и Союз нганасан в завершение масленичной недели пригласили норильчан отметить приход календарной весны и День родного языка.  В городской публичной библиотеке зазвучали «Авамские новеллы».

Нганасаны – самый древний северный народ Евразии, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре еще в XV веке до нашей эры. По данным переписи населения 2010 года, их общая численность в стране составляет 862 человека, в Красноярском крае – 807 человек.

Нганасаны живут только на территории Таймырского муниципального района: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая. 

Перед началом творческого вечера в публичной библиотеке норильчане смогли познакомиться с выставкой книг и буклетов, рассказывающих о самобытном искусстве нганасан. Здесь и букварь на языке древнего народа для начальной школы, который написала Светлана Жовницкая-Турдагина, и описание мастер-классов по изготовлению национальных игрушек, выделке шкур и другим ремеслам, русско-нганасанский словарь и другие издания. К слову, десять лет назад, в 2011-м, на Международной книжной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction самым популярным на стенде норильского издательства «Апекс» оказался выпущенный им альбом «Нганасаны. Коллекция шаманской атрибутики». Этой книгой и сегодня интересуются все, кто увлечен изучением локальной истории.

Гости нынешнего праздника восхищались и «живыми» образцами творчества таймырских мастеров: куклами в национальных одеждах, игрушками, сувенирами. А самый большой восторг собравшихся вызвала коллекция нганасанского костюма. Некоторым норильчанам даже посчастливилось стать моделями на этом дефиле.

«Нганасаны произошли от краснозобой казарки, потому наши парки напоминают расцветку этой птицы», – предварили демонстрацию национальной одежды Евгения Сидельникова и Светлана Аксенова. 

Гостьи на двух языках рассказали сказку, в которой звучат пожелания народу ня:  

«Пусть у вас будет много оленей, больше нарт и чумов, а обувь – как ноги мамонта. В ней не провалишься в снег и убежишь от любой беды».

В стихах самобытной таймырской поэтессы Зои Арепьевой из «Авамских новелл» (они и дали название творческому вечеру) есть такие строки: 

«Нганасанский костюм – он казарки наряд!

Краснокнижная птица – краснокнижный народ!»

В этих сказочно красивых одеждах много белого цвета, немного красного и черного. Что означает каждый из них, из чего и как делаются нганасанские украшения – у зрителей было немало вопросов, и автор представленной коллекции сотрудница Таймырского дома народного творчества – председатель общины «Старый Авам» Светлана Аксенова с подругами постаралась раскрыть все детали изготовления нарядов.

  

Белый цвет парки символизирует снег, лед, чистоту первозданной природы. Красный – это солнце, жизнь. Черный цвет – это мать-земля, полярная ночь, темное небо. В повседневной жизни нганасаны носят обычную, русскую, как они сказали, одежду, да и не у каждого есть настоящий национальный костюм, чтобы нарядиться в праздник. Но что еще печальнее: далеко не каждая нганасанка сегодня сумеет его сшить. Коллективные навыки утрачены, а научить молодых мастерству предков могут единицы. Среди них – Светлана Аксенова.

Минувшей осенью на московской выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России» Светлана Сыгаковна заняла первые места сразу в трех номинациях конкурса «Полярный стиль»: «Лучшая традиционная коллекция», «Лучшая современная этническая коллекция», «Лучшая молодежная или детская коллекция».  

Хочется верить, что у таких, как она умелиц, болеющих за возрождение традиционных ремесел своих народов, появятся заинтересованные ученики. Что стимулировать мастеров и подмастерьев поможет  пятилетняя программа поддержки развития культуры и экономики Таймыра, сформированная в «Норникеле» с учетом пожеланий 36 семейно-родовых общин нашего полуострова, а также этнографическая экспертиза, которую российские ученые проводят по заказу Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра при поддержке компании «Норникель». Исследования продолжатся уже во второй половине марта как раз с заходом в Дудинку, Усть-Авам и Волочанку, где проживают нганасаны.  

А на творческом вечере в библиотеке наших талантливых гостей приветствовала заместитель главы Норильска по социальной политике Наталья Коростелева. Она поблагодарила активных общественников, среди которых организатор нынешней встречи председатель нганасанской общины «Ня танса» Валерия Болгова, за участие в городских мероприятиях, всех гостей – за прекрасный праздник и вручила им подарки с символикой Норильска. 

Ранее «Северный город» рассказывал, что на Таймыре написали диктант на языках коренных малочисленных народов Севера. Акция на знание языковой культуры проходила в России третий год подряд. Все участники диктанта получили сертификаты.

sgnorilsk.ru

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх