Поколение Z ждет компьютерную этноигру

Как сохранить родные языки коренных народов Севера и сделать их популярными среди молодежи? Ученые и педагоги считают, что надо применять креативный подход к изучению культурных традиций и языков. Возможно, в скором времени в Югре создадут компьютерную игру по мотивам хантыйских и мансийских легенд. Какие еще предложения обсудили работники образования с губернатором – читайте в материале.

Поздоровались на девяти языках
Накануне празднования Международного дня родных языков Наталья Комарова побывала в средней общеобразовательной школе № 6 Ханты-Мансийска. На протяжении ряда лет учреждение обеспечивает целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития детей мигрантов в интересах личности и государства, предоставляя обучающимся возможности для языковой, учебной, социально-психологической и культурной адаптации.
Ученики представили экспозицию «Югра делами великая», творческие мастерские и мастер-классы, отражающие культуру разных народов, проживающих в регионе. На каждой площадке губернатора приветствовали дети в национальных костюмах и здоровались на своих родных языках: хантыйском, мансийском, киргизском, узбекском, азербайджанском, таджикском, татарском, кумыкском и русском.

Пока жив язык – жив и народ
После общения с талантливыми ребятами глава региона обсудила с представителями педагогической, родительской, ученической общественности вопросы сохранения родного языка и традиционной культуры народов, проживающих на территории Югры.
В ходе панельной дискуссии стало понятно, что языки коренных народов надо спасать. Директор Угутской средней общеобразовательной школы Евгений Титоренко привел пример. В школе 52 процента учеников – ханты. Из них лишь 37 процентов владеют разговорной хантыйской речью, 16 процентов учеников владеет языком в совершенстве. Если ученики старших классов стопроцентно понимают устную речь и больше половины из них разговаривают на родном языке, то среди первоклассников 53 процента не понимают хантыйской речи.

– Мы замечаем, что за несколько последних лет наметилась крайне негативная тенденция, когда дети-ханты в подавляющем большинстве перестали быть носителями родного языка. При этом на вопрос: «Какой твой родной язык?» – уверенно отвечают: «Хантыйский». Даже те дети, которые знают всего несколько слов. Это позволяет говорить о сохранении в их представлении языка как маркера национальной идентичности. Что, несомненно, является хорошей тенденцией, на базе которой можно работать над сохранением хантыйского языка, – пояснил Евгений Титоренко.

Для обучения детей ханты и манси родным языкам в автономном округе проводится колоссальная работа.
Директор санкт-петербургского филиала издательства «Просвещение» Сергей Зубов сообщил, что за годы сотрудничества с региональными авторами вышло в свет 500 наименований учебных пособий на 30 языках. Он продемонстрировал несколько учебно-методических комплектов на хантыйском и мансийском языках из серии «Новый учебник Севера».
Заслуженный учитель РФ, член совета старейшин КМНС Югры, автор учебных пособий Евдокия Нёмысова поделилась радостным событием. В 2020 году впервые издан букварь на хантыйском языке сразу на четырех диалектах: казымском, шурышкарском, ваховском и сургутском.

Югорское чудо
К панельной дискуссии в онлайн-режиме подключилась и директор научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования РАНХиГС Ольга Артёменко. Она отметила огромную роль Югры в формировании поликультурного образовательного пространства:

– Стойбищные школы есть и в Якутии, а вот мобильных электронных школ нет нигде, кроме Югры. Это ваше югорское чудо, замечательный проект для обучения детей на местах их традиционного проживания. Предлагаю диссеминировать опыт региона на российских образовательных площадках.

Директор Русскинской средней школы Максим Яковинов рассказал о работе двух стойбищных школ-садов в Сургутском районе, в которых применяют онлайн-технологии обучения. Одну из них – «Ньэврэм моньчь» – открыли неделю назад в родовом угодье Кантеровых. Базой стал лянторский детсад «Город детства», что в 50 километрах от стойбища.
Специалисты говорят, что опыт работы этих школ бесценен и может послужить хорошим подспорьем для тех, кто постарается совместить и традиционный образ жизни на угодьях, и полноценное семейное воспитание детей. Дети-ханты, как и дети, проживающие в городах, с малых лет в совершенстве владеют IT-технологиями.

– Учитывая положительные отзывы родителей, предлагаю продолжить работу по расширению функциональных ресурсов цифровых образовательных контентов и географии проектов с вовлечением территорий традиционного проживания коренных народов, – сказал Максим Яковинов.

По итогам панельной дискуссии были приняты предложения о введении на региональном этапе международного конкурса юных чтецов «Живая классика» новой номинации «Чтение произведений поэтов земли Югорской на родном языке» и разработке цифрового видеоконтента для дошкольников на языках КМНС. Кроме того, губернатор предложила создать компьютерную этноигру.

ugra-news.ru

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх