19-21 сентября 2019 г. в Нарьян-Маре НАО состоялось первое выездное заседание Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации и семинар-совещание «Языки малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе общего образования Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития».

В семинаре-совещании приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей, Министерства просвещения Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, представители администрации НАО.
С докладами и сообщениями выступили ведущие российские ученые, представители региональных научных школ, руководители общественных профессиональных объединений, преподаватели, учителя, воспитатели.
Пленарное заседание открыл Губернатор Ненецкого автономного округа А.В. Цыбульский. Выступление заместителя Министра просвещения РФ Т.Ю. Синюгиной. Председатель правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ Т.В. Кортава.
Выступление Заслуженного работника образования Ямало-Ненецкого автономного округа, почетного работника среднего профессионального образования РФ Н.М. Егерь.
В семинаре-совещании приняли участие Вагина Татьяна Валерьевна, начальник Департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике; Габышева Феодосия Васильевна – председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); Галушина Римма Федоровна – член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ненецкого автономного округа, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Марков Валерий Петрович – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми; Старостина Ольга Валентиновна, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель от исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа; Пилипенко Сергей Александрович – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации; Цыбиков Тимур Гомбожапович – заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей; Соболев Владимир Владимирович – исполнительный директор Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации; Вейсалова Нина Глебовна – первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Строгальщикова Зинаида Ивановна – председатель АКМНСС и ДВ РФ и Леханова Фаина Матвеевна – заместитель председателя.
Программа первого дня работы семинара-совещания включала работу 5 секций.
В рамках Секции №1, модераторами которой выступили заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина и председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышева, состоялось расширенное заседание рабочей группы Министерства просвещения Российской Федерации по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах».

В рамках данной секции выступили Пасынкова М.В., заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Сеяхинская школа-интернат». Она рассказала о предшкольной подготовке детей в условиях кочевья как ресурсе сохранения и развития родного языка. Тайбарей М.М., главный консультант комитета по национальной политике и делам коренных малочисленных народов Севера Департамента внутренней политики Ненецкого автономного округа, рассказала о реализации проекта «Кочевой детский сад на территории НАО».
Заседание Секции № 2 под руководством директора Института национальных школ Республики Саха (Якутия) С.С. Семёновой и Заслуженного работника образования Ямало-Ненецкого автономного округа, преподавателя родного языка ГБОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» Н.М. Егерь был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров для системы общего образования по предметной области «Родной язык и родная литература» коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока.

Особенный интерес вызвали доклады Егерь Н.М., преподавателя родного (хантыйского) языка ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»: «Преподавание родного языка в колледже: проблемы и перспективы». Очень содержательным был доклад Назаровой Г.А. директор ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского, в котором она рассказала о роли Нарьян-Марского педагогического училища-колледжа в сохранении родного (ненецкого) языка и подготовке учителей родного (ненецкого) языка.
Заровняева С.С., старший преподаватель Политехнического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Мирном, поделилась опытом обучения иноязычной профессионально-ориентированной лексике студентов в условиях субординативного билингвизма (на примере якутского языка как родного).
На заседании секции № 3 (модераторы – директор Института развития родных языков народов РФ, доктор филологических наук, профессор Л.И. Маршева и председатель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего востока РФ кандидат исторических наук З.И. Строгальщикова) были рассмотрены проблемы учебно-методического обеспечения обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Особый интерес участников вызвали доклады известного педагога, исследователя и автора учебников ненецкого языка М.Я. Бармич и члена правления Фонда сохранения и изучения языков народов РФ, директора Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования, доктора педагогических наук, профессора Е.А. Хамраевой. Она говорила о концептуальных основах преподавания родных языков в российской Федерации.

Секция № 4 под руководством первого вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Н.Г. Вейсаловой и заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения С.А. Пилипенко была посвящена обсуждению проблем нормативно-правового обеспечения сохранения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в сфере образования. Особо интересными были сообщения Холопова О.А., заместителя министра образования науки, и молодежной политики республики Коми. Он говорил о перспективах развития родных языков в образовательном пространстве. В том же ключе прозвучал доклад Кравец М.В., директора Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, который поставил вопрос о повышении доступности и качества образования детей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Участники заседания Секции № 5 (модератор – профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор педагогических наук Л.А. Дунаева) посвятили свои выступления современным механизмам популяризации родных языков в молодежной среде. В обсуждении приняли участие не только педагоги и представители органов управления в области образования и культуры, но и молодые исследователи – студенты Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Е.В. Пестерева и П.Л. Софронеев.

Во второй день работы семинара-совещания состоялось выездное расширенное заседание рабочей группы Министерства просвещения РФ по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах» народов Севера. Члены рабочей группы и участники семинара-совещания посетили школы поселков Индига и Красное, наблюдала за условиями жизни и быта в оленеводческих становищах.


В этот же день на площадке Ненецкого аграрно-экономического техникума имени В.Г. Волкова с большим успехом прошло заседание Секции № 6 «Молодежный диалог языков и культур», которое провела председатель правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ Т.В. Кортава. В живом диалоге приняли заинтересованное участие школьники и студенты, представители молодежных объединений Ненецкого автономного округа, студенческих сообществ МГУ имени М.В. Ломоносва и Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
Данный семинар-совещание подвел промежуточные итоги Года родных языков коренных народов Российской Федерации, определил круг наиболее острых вопросов и наметил перспективы их дальнейшего решения.