Школа стоит на трёх китах

Для кочевых народов Севера необходим новый образовательный стандарт

На минувшей неделе представители Федерального агентства по делам национальностей и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики обсудили международный проект «Дети Арктики».
Местом для дискуссии стал Нарьян-Мар. Отмечу, Россия реализует этот проект совместно со странами Арктического Совета.
– Для нас крайне важны вопросы образования, особенно образования детей из числа кочевого населения, – подчеркнул, приветствуя участников заседания, губернатор округа Александр Цыбульский. – Мы, с одной стороны, обучаем их в школах-интернатах, и, казалось бы, применяем общие принципы и подходы Министерства образования и общие программы образования, воспитываем детей, которые должны дальше продолжать свою жизнь в городских условиях. В то же время, мы понимаем, что часть из них должна потом вернуться в тундру и заняться традиционными видами хозяйственной деятельности, помогать родителям. И, к сожалению, такие стандартные подходы не учитывают эту специфику.
Я надеюсь, что вы, как эксперты в данной области, сможете подсказать нам, как работать в этом направлении, – заострил внимание гостей форума Александр Цыбульский.
Как пояснил заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Ипатов, одним из приоритетных направлений деятельности агентства является сохранение языков коренных народов России.
– Одной из важнейших наших инициатив, которую удалось воплотить в жизнь в прошедшем году, стало учреждение по указу президента Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ. За сравнительно небольшое время Фонд проделал значительную работу, по итогам которой отобрано 64 технологических макета учебника на 24 языках. Надеюсь, что в этом году учебники пройдут аккредитацию и поступят во все 28 субъектов, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, – подытожил Михаил Ипатов.
Как пояснила в ходе заседания советник руководителя федерального агентства по делам национальностей Анна Полежаева, в рамках проекта «Дети Арктики» в России проводится открытый конкурс «Таланты Арктики. Дети». Цель его – выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, а также формирование интереса к изучению родного языка и культуры, новым знаниям, технологиям будущего. Победители конкурса получают право отправиться в образовательный лагерь в Анапу.
К сожалению, нынешний формат заседания не предполагал знакомства с лучшими образовательными практиками для детей из числа коренных народов Арктической зоны. А ведь такие проекты есть, и их немало.
Я вспомнила встречи в стойбище у поэта и педагога Юрия Вэллы. Осенью 1996 года он забрал из интерната свою младшую дочь. Она и стала первой ученицей в его собственной школе. У Юрия Вэллы появились последователи. Его идею поддержала ямальская писательница Анна Неркаги, создавшая Школу жизни в Байдарацкой тундре.
Её школа стоит на трёх китах. Первый кит – духовное образование. Второй – трудовое образование. И третий: в школе воспитывают школьника-личность.
Анна Павловна разъясняла: – Мы воспитываем детей так, чтобы они не забывали о прошлом и заботились о будущем. Без уважения к жизни на земле, без уважения к отцам, к их истории человек не может считаться человеком.
В своей школе она стремится устранить главную ошибку современного образования – старается не лишать детей их корней.
– Я только призываю к тому, чтобы родители сами воспитывали собственного ребенка. Тогда и появится у людей ответственность не только за образование, но и за судьбу рождённого ими человека, – призналась мне Анна Неркаги.
Что скрывать, к сожалению, переход к образу жизни «по европейским стандартам» исключил из повседневности северян целые пласты существовавших веками трудовых навыков, нарушил стройную систему этнопедагогики.
И сегодня надо всем нам спешить навёрстывать упущенное. Пока не поздно…

nvinder.ru

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх