Принята резолюция семинара в Нарьян-Мар от 19-21 сентября 2019 г.

По итогам семинара-совещания по популяризации изучения родных языков народов Российской Федерации, была принята резолюция, отражающая важнейшие решения, достигнутые в ходе заседаний секций.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ «ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» (19–21 СЕНТЯБРЯ 2019 Г.)

С целью повышения эффективности, привлечения внимания и популяризации изучения родных языков народов Российской Федерации Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального агентства по делам национальностей с 19 по 21 сентября 2019 года в г. Нарьян-Мар прошел семинар-совещание «Языки коренных народов Крайнего Севера в системе общего образования Российской Федерации» (далее – семинар-совещание).

В рамках секционных заседаний семинара-совещания были обсуждены актуальные вопросы по подготовке педагогических кадров в области сохранения и поддержки родных языков народов Российской Федерации, учебно-методическому обеспечению обучения родным языкам, проблемам нормативно-правового обеспечения сохранения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в сфере образования.

Участие в семинаре-совещании приняли видные деятели сферы образования и культуры, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Ассоциации учителей родных языков народов КМНС, руководители общественных профессиональных объединений, директора общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций.

На основе состоявшегося обсуждения участники семинара-совещания сформулировали следующие рекомендации:

По внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах»

В целях учета особенностей реализации образовательных программ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов предлагается внести изменения в главу 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дополнив ее новой статьей:

«Организация получения образования детьми, ведущими с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  1. В целях осуществления гарантий прав детей, ведущих с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, на проживание и воспитание в семье федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются специальные условия для реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
  2. Под специальными условиями для получения образования детьми, ведущими с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в настоящем федеральном законе понимается установление особых материально-технических и финансовых нормативов. Материально-техническое обеспечение реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных образовательных программ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России должно иметь отдельные строительные, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, санитарно­ бытовые нормы и правила, требования к пожарной и электробезопасности, к охране труда. Финансовые нормативы на оказание государственных или муниципальных образовательных услуг в условиях кочевого и (или) полукочевого образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации устанавливаются вне зависимости от количества обучающихся, должны предусматривать расходы на оплату проезда обучающихся, педагогов и членов их семей до мест кочевья и обратно до места проживания в населенном пункте и учитываются в межбюджетных отношениях.
  3. Для получения образования детьми, ведущими с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации действуют (1) общеобразовательные организации со специальным наименованием «кочевая школа», (2) организации, осуществляющие обучение, (3) структурные подразделения (филиалы) общеобразовательных организаций, находящихся в населенных пунктах, (4) индивидуальные предприниматели, занимающиеся образовательной деятельностью, а также (5) общеобразовательными организациями, функционирующими в населенных пунктах, реализуются индивидуальные учебные планы путем сочетания различных форм получения образования и форм обучения.
  4. Общеобразовательные организации, организации, осуществляющие обучение, филиалы общеобразовательных организаций, индивидуальные предприниматели, ведущие образовательную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, при разработке и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования должны учитывать формирование у обучающихся основ безопасности жизнедеятельности в экстремальных природно-климатических условиях.
  5. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников к реализации образовательных программ в условиях кочевого и (или) полукочевого образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и принятие мер по социальной поддержке педагогических работников с учетом особых условий осуществления профессиональной деятельности.
  6. Особенности организации образовательной деятельности в условиях кочевого и (или) полукочевого образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­ правовому регулированию в сфере образования».

По совершенствованию подготовки педагогических кадров для системы общего образования по предметной области «Родной язык и родная литература»

Министерству просвещения Российской Федерации:

– рассмотреть положения нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования с точки зрения предоставления возможности 1) подготовки воспитателей и учителей начальных классов с владением родных языков народов Российской Федерации, учителя родного языка и литературы, 2) включения двух областей дополнительной подготовки (учитель начальных классов + учитель родного языка и литературы):

  • федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»;
  •  «Перечень специальностей среднего профессионального образования (приложение №2)», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199».

– инициировать внесение дополнения в «Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и правил об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии…..», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в части учета суммарного объема педагогической нагрузки работника при назначении ему досрочной трудовой пенсии, в случае совмещения им различных должностей (например, учитель родного языка и педагог дополнительного образования; учитель родного языка и воспитатель в детском саду);

– инициировать внесение изменения в федеральные нормативные правовые акты по методике расчета нормативов финансирования для предоставления субвенции общеобразовательным организациям, позволяющего руководителю образовательной организации предусмотреть дополнительные выплаты (стимулирующие выплаты, доплаты, увеличение окладов) педагогическим работникам, преподающим языки коренных малочисленных народов.

Министерству науки и высшего образования, организациям высшего профессионального образования, в которых готовят педагогов для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока:

– рассмотреть вопрос о регламентации признания результатов государственной итоговой аттестации по родному языку и литературе, проводимой субъектами Российской Федерации на основании п. 13. 2) статьи 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при поступлении в образовательные организации высшего образования на специальности «Филология», «Педагогическое образование»;

– рассмотреть возможность включения олимпиад по родным языкам и литературе в перечень всероссийских предметных олимпиад школьников, результаты которых могли бы учитываться как индивидуальные достижения при поступлении в высшие учебные заведения по направлениям «Филология», «Педагогическое образование».

– рассмотреть возможность включения результатов обучающихся, связанных с родными языками и литературами народов России, в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение в организации профессионального образования;

– совершенствовать механизм целевой подготовки педагогов из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Фонду сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации:

– содействовать реализации «экспериментального» проекта по годичному обучению родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока будущих абитуриентов, выбравших профессию учителя, по модели образовательной программы иностранных студентов русскому языку, с возможностью поступления после окончания курсов не только на специальность «учитель родного языка и литературы», но и на другие педагогические специальности.

– организовать конкурсы по разработке и изданию учебников по родным языкам для студентов педагогических специальностей (по методике преподавания родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

Органам исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования и организациям, реализующим программы курсов повышения квалификации педагогов:

– ввести понятие «Язык профессиональной деятельности педагога» в дополнительные профессиональные программы и реализовать проекты в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по обучению педагогического состава родному языку обучающихся через корпоративные курсы повышения квалификации;

– внедрить дифференцированную систему оплаты труда учителям родного языка, литературы и культуры коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, устанавливающую фиксированный оклад, обеспечивающий среднемесячную заработную плату учителя;

– реализовать программу профессиональной подготовки и социальной поддержки учителей, работающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

– использовать все возможности системы образования для сохранения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и организовать практическое обучение языкам в учреждениях дополнительного образования детей.

По развитию учебно-методического обеспечения обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

– в целях оптимизации условий для научного и учебно-методического обеспечения изучения родных языков, реализации инновационных методик преподавания родных языков необходимо создание методических центров по изучению родного языка: на федеральном уровне – методический центр при Министерстве просвещения Российской Федерации, на региональном уровне – методические центры при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;

– всемерная поддержка традиций семейного изучения родных языков и литератур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (общение с представителями старшего поколения, семейное чтение, инсценировки, игры, знакомство с фольклорными произведениями и этнографическими феноменами, совместное участие в праздниках и др.);

– проведение общероссийских олимпиад, конкурсов и других мероприятий (в том числе научно-исследовательского, популяризаторского характера) по родным языкам народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

– проведение регулярных федеральных мониторингов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, реализующих программы на родных языках Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и всесторонняя оценка их результатов;

– оптимальное сочетание теоретических знаний и практического применения языка;

– разработка, обновление и разнонаправленная дифференциация учебников, учебных пособий, словарей и справочников с учетом различных уровней обучения – базовый, углубленный, в том числе интерактивных, и связанная с ними экспертиза (общественная, педагогическая, научная, этнокультурная и региональная), а также масштабная апробация.

По нормативно-правовому обеспечению сохранения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

– инициировать разработку и принятие федерального закона «О языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», учитывающий особый правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и их этнокультурные особенности;

– нормативно закрепить правовой статус диалектов языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

– создать орфографическую комиссию по языкам Российской Федерации, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при РАН;

– предварительную экспертизу, апробацию учебных пособий необходимо организовать в электронном варианте, с целью минимизации финансовых затрат.

Фонду сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации рекомендовано в своей деятельности применять принципы открытости и широкой информированности о своей работе.

По популяризации родных языков в молодежной среде

Обсудив широкий круг проблем в области популяризации родных языков и культур в молодежной среде, а также положительный опыт регионов в сохранении и развитии этнокультурных традиций обучения и воспитания подрастающего поколения, вопросы формирования мотивации к изучению родных языков в семейном кругу, в дошкольном, школьном и высшем образовании, роль в этих процессах органов управления образованием, учреждений культуры и социальных институтов, участники заседания секции признали необходимость системных действий под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации по следующим направлениям, актуальным для укрепления единого языкового, культурного и образовательного пространства РФ:

– проведение на регулярной основе (ежегодно) Всероссийского онлайн-фестиваля дружбы народов России;

– организация на региональном уровне культурно-массовых мероприятий (конкурсов, концертов, фестивалей), приуроченных к Дню родного языка (21 февраля);

– централизация и поддержка деятельности региональных этнокуль­турных центров, музеев, библиотек, издательств, СМИ, направленной на популяризацию родных языков и культур народов Российской Федерации;

– развитие системы образовательных онлайн-ресурсов по родным языкам (открытых онлайн-курсов, мобильных приложений, электронных словарей, энциклопедий, библиотек и пр.);

– создание федерального портала «Родной язык» с единым окном доступа к информационным, научным, образовательным и культурно-просветительским ресурсам по родным языкам;

– организация на базе студенческих научно-образовательных центров для реализации совместных молодежных проектов по популяризации духовного и материального наследия народов России, в том числе с использованием дистанционных и мобильных технологий;

– выработка механизмов целевой поддержки молодых исследователей родных языков, литератур и культур народов Российской Федерации (студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, молодых учителей и преподавателей родного языка и литературы);

– использование ресурсов социальных медиа для создания тематических коммуникационных площадок с целью информирования широкого круга пользователей социальных сетей о результатах деятельности по указанным направлениям и формирования актуальной медийной повестки по популяризации родных языков и культур народов РФ.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх